© 2017-2020 ПАО «ТМК»
+
+
Социум

Комплаенс
для всех и для каждого

Арсенал инструментов в управлении комплаенс-рисками в компании в этом году пополнился обновленным Кодексом этики Группы ТМК. Актуализированный свод корпоративных законов четко определяет для сотрудников, как добросовестно и честно выполнять свою работу, проявлять уважение к коллегам, партнерам и клиентам.

Александр Валеев

Заместитель генерального директора ТМК по управлению комплаенс-рисками

«ТМК – публичная компания мирового масштаба и, поскольку мы работаем на международном рынке, то должны соблюдать процедуры и правила, которые существуют в бизнесе уже много лет. Таким образом, внедрение системы комплаенс – это условие вхождения в цивилизованный бизнес».

Комплаенс-риски – слишком серьезный для бизнеса фактор, чтобы оставлять их без внимания. Примеров, когда компании с мировым именем несли материальные и репутационные потери из-за злоупотреблений, множество. Известен эпизод, когда производитель автомобилей Mercedes компания Daimler признала, что подкупала чиновников в 22 странах, включая Россию, с целью получения контрактов на поставку своей продукции.

Помимо того что деятельность признанного лидера в автомобилестроении предстала в невыгодном свете, компании пришлось выплатить штраф в размере 185 млн долл. Но рекордсменом по величине штрафов можно считать Siemens – за незаконные выплаты чиновникам на компанию были наложены штрафы в размере 1,6 млрд долл. В неприятную историю попали и такие известные компании, как «Вымпелком» (795 млн долл.) и МТС (850 млн долл.).

Функция комплаенс внедряется многими компаниями, поскольку является эффективным инструментом управления комплаенс-рисками и позволяет избежать неприятных последствий как для компании, так и для руководства. Наличие или отсутствие комплаенс-системы в компании – существенный аргумент в каждом подобном разбирательстве.

Бывали случаи, когда компаниям, подозреваемым в нарушениях, удавалось доказать свою непричастность к ним, осно­вываясь в том числе на наличии действующих комплаенс-процедур в компании. Случалось и наоборот: даже когда сигнал о нарушении не подтверждался, но в компании не было работающей комплаенс-системы, она все равно подвергалась штрафным санкциям.

Для ТМК необходимость управления комплаенс-рисками связана и с ее статусом транснациональной компании, акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже. С 2010 года действует закон Великобритании о взяточничестве, имеющий экстерриториальное юридическое действие. Для ТМК принятие адекватных мер в борьбе с коррупцией является необходимым условием нахождения в листинге на Лондонской бирже.

Владимир Прибыловский

Начальник управления по комплаенс-рискам ТМК

«Любой сотрудник должен иметь возможность сообщить о рисках для компании. Это естественная практика и психология в мировом бизнесе – воспринимать ущерб компании, в которой работаешь, как ущерб себе, своим близким, и предпринять меры для его предотвращения».

«ТМК – публичная компания мирового масштаба, и поскольку мы работаем на международном рынке, то должны соблюдать процедуры и правила, которые существуют в бизнесе уже много лет. Таким образом, внедрение системы комплаенс – это условие вхождения в цивилизованный бизнес», – говорит Александр Валеев, заместитель генерального директора ТМК по управлению комплаенс-рисками.

Комплаенс в развитии

В ТМК о необходимости управления комплаенс-рисками заговорили еще в 2010 году. А в марте 2011 года был создан комитет по регулированию комплаенс-рисков в целях совершенствования системы корпоративного управления и соответствия лучшим практикам компаний, акции которых, как и ТМК, имеют листинг на фондовых биржах.

Следующий важный шаг в формировании комплаенс-системы в компании был сделан в 2017 году, когда это направление было выделено как самостоятельное, курируемое заместителем генерального директора по управлению комплаенс-рисками. Помимо этой новой в структуре и штатном расписании должности также было создано управление по комплаенс-рискам.

К моменту начала работы по построению системы управления комплаенс-рисками в российских подразделениях, в Американском дивизионе ТМК Кодекс делового поведения уже существовал. Европейский и Ближневосточный дивизионы были вовлечены в процесс построения позднее.

Действующая сегодня в компании система комплаенс предназначена для выявления, оценки и управления комплаенс-рисками. 18 подкомитетов в структуре Группы ТМК ориентированы на конкретные предприятия и подразделения компании, работают на основании плана и карты рисков. В зависимости от актуальных для того или иного подразделения рисков в подкомитет включены представители соответствующих служб – безопасности, кадровой, финансовой, юридической и других.

Александр Валеев

Заместитель Генерального директора ТМК по управлению комплаенс-рисками

«Кодекс определяет, как правильно и честно вести и развивать бизнес, каждый день добросовестно и честно выполнять работу, проявлять уважение к коллегам, партнерам и клиентам. Такой подход позволят нам не только сохранить лидирующее положение на рынке, но и упрочить нашу репутацию, повысить престиж и качество нашего бизнеса».

Стандарты комплаенс требуют от компаний проведения юридической экспертизы новых деловых партнеров и независимых посредников. Углубленная проверка благонадежности контрагента, включая оценку степени неприятия контрагентом взяточничества при ведении бизнеса и проверку наличия у него соответствующих политик, требует особого внимания с позиций риск-ориентированного подхода.

Компания имеет более 10 тыс. контрагентов, которых невозможно проверить и обработать без специальных автоматизированных программ, поэтому для проведения процедуры используются лучшие цифровые практики. Как рассказал начальник управления по комплаенс-рискам ТМК Владимир Прибыловский, еженедельно с помощью программы X-Compliance проводится проверка в среднем 80–100 контрагентов и выявляется 10–15 комплаенс-рисков в области торговых ограничений. На электронной торговой площадке ТМК eТrade процедура «знай своего клиента» в процессе аккредитации потенциальных контрагентов осуществляется автоматически.

Одним из приоритетов в последнее время является выявление санкционных рисков. Проверку на их наличие проходят все контр­агенты ТМК. В какой-то степени это позволяет избежать осложнений для компании, в том числе и на международном рынке.

Секреты горячей линии

Чрезвычайно важный элемент системы управления комплаенс-рисками – обратная связь. Главным инструментом общественного контроля за соблюдением установленных в ТМК правил является горячая линия. По этому каналу передать информацию о возможном нарушении можно тремя способами: по телефону, почте или электронной почте.

Владимир Прибыловский

Начальник Управления по комплаенс-рискам ТМК

«Доступ к телефону со стороны приема информации имеют только три человека в компании, все из Комитета по регулированию комплаенс-рисков. Дальше информация не уходит, даже если об этом просят руководители подразделений. Кроме того, линия защищена программными средствами для предотвращения несанкционированного доступа извне. Мы выполняем свои обязательства перед информантами, не было такого случая, чтобы кто-то из них пострадал из-за сообщения».

Сообщения обычно поступают с заводов и для проверки направляются в подкомитеты по комплаенс, которые совместно с СЭБ проводят проверку, результат докладывают управляющему директору и в комитет. При наличии оснований принимаются меры. Комплаенс-риски чаще выявляются в сбытовых и снабженческих подразделениях, а также при проведении тендерных процедур. Сведения о человеке, обратившемся по горячей линии, строго конфиденциальны.

«Доступ к телефону со стороны приема информации имеют только три человека в компании, все из комитета по регулированию комплаенс-рисков. Дальше информация не уходит, даже если об этом просят руководители подразделений, – рассказывает Владимир Прибыловский. – Кроме того, линия защищена программными средствами для предотвращения несанкционированного доступа извне. Мы выполняем свои обязательства перед информантами, не было такого случая, чтобы кто-то из них пострадал из-за сообщения».

Новый кодекс

Действующий с февраля этого года обновленный Кодекс этики ТМК декларирует стандарты этики и моральные принципы, которым компания и все ее сотрудники обязуются следовать во всех направлениях деятельности. В основу Кодекса легли лучшие российские и зарубежные практики ведения бизнеса, корпоративного управления и взаимоотношений с персоналом.

Вместе с тем Кодекс – это практическое руководство, которое помогает каждому сотруднику принимать правильные решения в повседневной работе. Ориентируясь на закрепленные в Кодексе принципы и ценности, сотрудники смогут оценивать каждую ситуацию в отдельности и принимать правильное решение.

По словам Владимира Прибыловского, в обновленном Кодексе этики произошли существенные изменения, позволившие отменить ранее принятые отдельные положения – о подарках, о деловом гостеприимстве, основные положения которых вошли в Кодекс. Кроме того, прописаны отношения с акционерами и инвесторами, детализированы вопросы противодействия коррупции, конфликт интересов.

Александр Валеев

Заместитель Генерального директора ТМК по управлению комплаенс-рисками

«Несмотря на этот факт, необходимо проведение внешнего аудита системы комплаенс, чтобы со стороны экспертов в данной области в дальнейшем разработать конкретные шаги по ее совершенствованию, в том числе с помощью применения цифровых технологий».

Успех любой компании целиком и полностью зависит от всех ее сотрудников. Не только в плане бизнеса, но и репутации. Поэтому особенно важно понимание того, что каждый сотрудник является в определенной степени лицом компании и его действия и решения формируют и укрепляют престиж и репутацию компании в целом.

«Кодекс определяет, как правильно и честно вести и развивать бизнес, каждый день добросовестно и честно выполнять работу, проявлять уважение к коллегам, партнерам и клиентам, – говорит Александр Валеев. – Такой подход позволят нам не только сохранить лидирующее положение на рынке, но и упрочить нашу репутацию, повысить престиж и качество нашего бизнеса».

Перспективы в цифре

Следующим шагом по развитию системы управления комплаенс-рисками станет создание электронных курсов для изучения и углубленного понимания ценностей и принципов, лежащих в основе поведения сотрудников компании. ТМК в восьмой раз получила сертификат корпоративного члена Международной комплаенс-ассоциации (ICA), штаб-квартира которой расположена в Лондоне.

Членство в этой международной организации свидетельствует о том, что в компании действует система управления комплаенс-рисками, направленная на снижение возможного финансового ущерба от юридических санкций в отношении компании и от негативного воздействия на ее репутацию. «Несмотря на этот факт, необходимо проведение внешнего аудита системы комплаенс, чтобы со стороны экспертов в данной области в дальнейшем разработать конкретные шаги по ее совершенствованию, в том числе с помощью применения цифровых технологий», – прокомментировал Александр Валеев.

Вернуться на главную