© 2017-2021 ПАО «ТМК»
+
+
Цифровизация

«Цифра» эффективности

Металлургическая отрасль – один из лидеров в освоении информационных технологий, в условиях пандемии это стало еще более очевидным. Ряд уникальных по масштабам и сложности проектов на базе решений SAP реализуются в ТМК.

Алексей Леонтович

Заместитель генерального директора SAP CIS


«И цифровизация, и цифровая трансформация приносят компании экономический эффект, но только трансформация способна изменить культуру компании, повысить ее способность быстро восстанавливаться и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие».

 

Компании, которые еще до кризиса перестроили и оцифровали свои бизнес-процессы, смогли быстро адаптироваться к изменениям, вызванным пандемией. Помимо этого, «цифра» помогла им оперативно перевести сотрудников на удаленную работу с дос­тупом к IT-системам и данным, собранным в едином информационном пространстве. С самого начала кризиса и по сегодняшний день лидеры отрасли выделяют цифровые технологии как один из ключевых инструментов восстановления и дальнейшего развития.

Если сравнивать металлургические компании (зарубежные и российские), следует отметить, что последние не только не отстают от мировых игроков отрасли в цифровых компетенциях, но и опережают их по некоторым направлениям.

Важно различать цифровую трансформацию и цифровизацию. Первое – это комплексное переосмысление и унификация бизнес-процессов на основе современных информационных систем. Далеко не все компании горно-металлургического сектора готовы к таким фундаментальным изменениям, тогда как цифровизация подразумевает применение информационных технологий для точечного улучшения отдельных процессов. К примеру, это использование машинного зрения для отслеживания персонала в особо опасных зонах или технологий машинного обучения, цифровых помощников для оценки и корректировки производственных процессов.

И цифровизация, и цифровая трансформация приносят компании экономический эффект, но только трансформация способна изменить культуру компании, повысить ее способность быстро восстанавливаться и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие.

В фокусе

Большинство крупных металлургических компаний в России и СНГ уже закончили цифровую трансформацию в области обеспечивающих бизнес-процессов: закупок, управления ремонтами, бухгалтерского и управленческого учета, управления персоналом. У многих наших клиентов внедрены очень зрелые решения по этим направлениям, созданы центры единого сервиса.

Компании занимаются роботизацией рутинных операций и обеспечивающих бизнес-процессов, используют бизнес-сети. При этом фокус цифровизации смещается на основные процессы создания добавленной стоимости, в частности на производство. Крупнейшие игроки либо уже внедряют MES-системы, либо находятся в стадии принятия решений, выстраивают сквозные цепочки по всем переделам. В основу разработки продуктов SAP заложена стратегия Intelligent Enterprise («интеллектуальное предприятие»), позволяющая объединить корпоративные, производственные и бизнес-данные в едином информационном пространстве, а также внедрять решения со встроенными технологиями роботизации и искусственного интеллекта.

01 / 04

Алексей Леонтович

«Один из вызовов, с которым сталкиваются участники металлургического рынка, – перепроизводство конечного продукта и жесткая конкуренция по цене, что требует от производителя сокращения затрат для повышения эффективности, улучшения качества продукции и минимизации партий поставки».

Тренды диктуют

Цифровизация вытесняет традиционный способ ведения бизнеса, использование технологий машинного обучения и искусственного интеллекта становится обязательным для конкурентоспособности компаний. Помимо этого, игроки отрасли должны управлять всей цепочкой поставок от сырья до потребителя, а не только производить продукт. Также интеграция с АСУ ТП и работа с большими данными становятся основными преимуществами компаний.

Ключевые тренды в мировой металлургии диктуют компаниям отрасли определенные требования к выбору и внедрению цифровых продуктов. Один из вызовов, с которым сталкиваются участники металлургического рынка, – перепроизводство конечного продукта и жесткая конкуренция по цене, что требует от производителя сокращения затрат для повышения эффективности, улучшения качества продукции и минимизации партий поставки.

Переосмысление роли посредников и размытие границ отрасли, наблюдаемые в настоящее время, вынуждают компании быть конкурентоспособными в процессе прямых продаж небольшим клиентам и дополнять свои продукты услугами. Помимо этого, производители металлов должны быть вовлечены в процесс последующего его использования.

Чрезвычайно важные направления, на которых фокусируются металлургические компании по всему миру, в том числе и в России, – эффективное использование энергии и уменьшение выбросов парниковых газов, а также контроль за долей CO2 в готовой продукции. Экологическая эффективность и переход к экономике замкнутого цикла позволяют повысить инвестиционную привлекательность и открывают дополнительные возможности для получения финансирования.

Алексей Леонтович

«Российские компании понимают важность освоения цифровых технологий, активно работают над инновация­ми и строят предприятия будущего. В том, что «цифра» является залогом эффективного ведения бизнеса, уже никто не сомневается».

 

По пути «цифры»

Можно выделить несколько основных направлений цифровизации в промышленности, в рамках которых компании решают задачи повышения эффективности бизнеса.

Во-первых, это проекты по цифровизации процессов исполнения цепочек поставок. Так, один из наших клиентов автоматизировал склады с помощью SAP EWM. В результате компании удалось значительно повысить эффективность и контроль работы логистического комплекса, сделать процессы затарки, отгрузки, контроля поступления контейнеров прозрачными и управляемыми.

Второе направление – инновационные сценарии для взаимодействия с клиентами, в центре которых – эффективность, скорость и качество. Здесь очень показателен пример ТМК, с которой мы в прошлом году начали один из первых в СНГ проектов внедрения новой цифровой системы на базе SAP. Решение объединит все каналы коммуникации с потребителем, позволит сделать процесс планирования и контроля продаж максимально прозрачным, функциональным и гибким. Новые продукты будут интегрированы в действующие информационные системы ТМК, что позволит быстро обмениваться информацией о клиентах, заказах, планировании производства и об отгрузке. Внедрение цифровых инструментов будет способствовать дальнейшему совершенствованию процесса продаж и работы с клиентами в компании.

Еще одно направление – это переход к концепции интеллектуального предприятия, где все системы и данные, на ERP- и на MES-уровнях, объединены на базе единой платформы, цифрового ядра, работают в режиме реального времени и поддерживаются такими технологиями, как машинное обучение, блокчейн, предиктивная аналитика и т.д.

И четвертое направление – это проекты по цифровизации планирования. В 2019 году мы вместе с ТМК начали внедрять систему интегрированного планирования на базе решения SAP IBP. Этот проект стал уникальным по организационному охвату и сложности сети поставок для металлургической отрасли СНГ. ТМК разработан план перехода от модели финансового ежегодного планирования к скользящему, с возможностью формирования взаимосвязанных планов с ежемесячной детализацией на горизонте до 18 месяцев. Все подразделения, участвующие в процессе планирования, имеют доступ к единой системе. Ожидается, что переход на новое решение сократит циклы планирования и снизит трудозатраты. В долгосрочной перспективе скользящее планирование в компании позволит оптимизировать управление запасами и эффективно использовать имеющиеся мощности.

Новая система обеспечит компании возможность гибко, быстро и с максимальной эффективностью реагировать на изменения рынка. SAP IBP – это фундамент, который позволит ТМК постоянно совершенствоваться. Уже сейчас функционал этого решения можно расширять в том числе и для оценки планового углеводородного следа, что очень важно для компании, работающей на экспорт. Помимо этого, система готова к цифровизации процесса с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта для повышения качества прогнозирования продаж.

Российские компании понимают важность освоения цифровых технологий, активно работают над инновация­ми и строят предприятия будущего. В том, что «цифра» является залогом эффективного ведения бизнеса, уже никто не сомневается. 

Вернуться на главную