© 2017-2021 ПАО «ТМК»
+
+
Социум

По пути
железных караванов

К 20-летию ТМК в музейном комплексе «Северская домна» Северского трубного завода открылась новая экспозиция – «Путь железных караванов». Основу экспозиции составляют семь картин известного уральского художника Александра Ремезова.

Александр Ремезов –


художник-живописец и монументалист. Член правления Свердловского регионального отделения Союза художников России. В 2003 году окончил мастерскую станковой живописи народного художника СССР В.В. Соколова Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств.

На его счету – более 20 персональных и совместных выставок в России и за рубежом. Автору подвластны как романтические городские и деревенские пейзажи, так и сложные сюжетные картины. Сегодня творческая деятельность автора связана в первую очередь с исторической тематикой. С 2018 по 2020 год была создана серия работ «Железные караваны», посвященная уральским горным заводам XVIII–XIX веков. Работы художника находятся в музейных собраниях Екатеринбурга и Свердловской области, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Коллекция повествует о героической странице в истории Урала XVIII и XIX веков – сплаве продукции уральских заводов по реке Чусовой. В то время Чусовая была главной транспортной артерией, по которой в центральную часть России и Европу доставлялись уральское железо, лес, поделочные и самоцветные камни. Картины художника ярко и образно передают сюжеты грандиозного сплава, который начинался каждый год весной и длился полтора года. Река Чусовая была отправной точкой, откуда продукция сплавлялась по Каме, Волге, Тверце, Мсте, Волхову, Неве и затем попадала в Финский залив, где для уральского железа открывался путь в Европу.

Картины Александра Ремезова стали основой экспозиции, в которой помимо живописи представлены предметы быта того времени и карта сплава продукции уральских заводов. Сотрудники «Северской домны» создавали карту больше месяца, скрупулезно собирая в исторических источниках данные о месторасположении пристаней на реке Чусовой и водном пути железных караванов до Москвы и Санкт-Петербурга.

Сплав был сложным и ответственным мероприятием. Зимой продукция заводов свозилась к реке, весной ее грузили на барки (речные суда грузоподъемностью 160–190 т каждая). Караваны отправлялись в путь, когда открывали плотины, и благодаря весеннему половодью в Чусовой достигался нужный уровень воды. Каждый год с уральских заводов отправлялось от 300 до 600 барок. Путь до полноводной Камы был непростым, по извилистой Чусовой барки неслись с большой скоростью, на их пути попадались то мели, то большие скалы-бойцы. Дойдет ли продукция завода до места назначения, зависело от опыта и мастерства лоцманов и сплавщиков.

01 / 05

Система интегрированного планирования

Проект подразумевает выстраивание системы укрупненного планирования продаж и производства, для чего задействованы в комплексе два программных продукта.

В полотнах художника ярко читаются страницы истории грандиозного сплава. Это и образы сплавщиков, мужественно управляющих баркой при помощи потесей (специальных бревен), погрузка на барки пушек – одного из главных артиллерийских орудий императорской России, а также красота и устрашающая мощь речных скал.

О пушках в своей книге «Message: Чусовая» поэтично сказал писатель Алексей Иванов: «Красота барки не в гармонии черт, а в том незримом жертвенном огне, который, пронесенный сквозь переборы Чусовой, вырвется на врага пламенем из пушечных жерл». Яркую цитату писателя также можно «увидеть» в экспозиции, в которой соединились красочная живопись и мудрое слово.

По пути железных караванов
Выставка на Северской Домне
Вернуться на главную